Sturmpanzer IV Brummbar (самоходное орудие)
Sd. Kfz. 166
Sturmgeschutz IV mit 15cm StuH 43
В начале 1942 года компании Alkett было приказано разработать проект нового Sturmpanzer (штурмовой танк), в сотрудничестве с Krupp. Прототип был изготовлен с использованием улучшенного шасси от Panzer IV. В то время как другие модели штурмовых орудий, такие как Sturmhaubitze 42 (Sd. Kfz. 142/2) и Stug 33, разрабатывались как временные варианты, Albert Speer приказал разработать полноценный штурмовой танк - Sturmpanzer IV. Фактически считается, что Stug 33 был прямым предшественником Sturmpanzer IV. В ходе совещания 2 октября 1942 года Speer представил чертежи нового штурмового танка, и 14 октября того же года планы по разработке нового Sturmpanzer IV были представлены Адольфу Гитлеру. После осмотра Фюрер приказал изготовить первую серию из 40-60, с тем, чтобы она была готова к весне 1943 года.
Новый Strumpanzer должен был собираться на шасси Panzer IV и вооружаться 150мм. орудием StuH 43 L/12 (разработанным на основе орудия sIG 33 компанией Skoda). В то же время Адольф Гитлер хотел, чтобы был разработан вариант, вооружённый 210 или 220мм. мортирой, но такой машины так и не было построено. В феврале 1943 года Skoda построила первый прототип Sturmpanzer IV (Sturmpanzer 43).
Вскоре после этого была заказана первая серия из 60-ти машин. К марту 1943 года было закончено 6 машин, а к концу апреля - ещё 40. Заказ был выполнен в мае 1943 года, когда было собрано ещё 14 машин. Все машины первой серии были изготовлены на базе восстановленных шасси от Panzer IV, и в дальнейшем было решено также собирать Brummbar на восстановленных (отремонтированных) шасси. В конце концов, большинство из построенных машин действительно имели восстановленное шасси, но некоторые получили и совершенно новые.
После всесторонних испытаний и постоянных запросов на такое оружие с передовых линий, Гитлер приказал начать серийное производство Sturmpanzer IV. 15 мая 1943 года Sturmpanzer IV был официально представлен лидерам Третьего Рейха.
Широкое производство должно было начаться в конце мая 1943 года. Ранние Sturmpanzer IV оказались, вследствие большой массы орудия, слишком тяжёлыми для шасси Panzer IV. В добавок машина оказалось недостаточно энерговооружённой и потребляла громадное количество топлива. 150мм. орудие было закреплено на шарообразном шарнире в 100мм. передней броневой плите. На первых Sturmpanzer IV не предусматривалась установка стационарного пулемёта, вследствие чего они были лёгкой целью для истребительных пехотных подразделений. Вместо этого один пулемёт имелся внутри корпуса и использовался экипажем по мере необходимости. Ранние Brummbar обслуживались экипажем из 4-х человек (вместо 5-ти), где заряжающий был параллельно ещё и радистом. Немалую роль в частых поломках машин сыграл саботаж чешских рабочих. Большинство ранних Brummbar било потеряно в боях под Курском и, позже, в битве за Харьков и Днепрострой. Оставшиеся нашли свой конец в жестоких боях у маленькой деревушки под названием Himmelreich. В октябре 1943 года было решено провести некоторую модернизацию корпуса и орудия (с целью уменьшения веса). В декабре 1943 года новая облегчённая версия орудия была разработана и поступила в производство под обозначением 150mm StuH 43/1 L/12. Полномасштабное производство Brummbar началось. В январе 1944 года Sturmpanzer IV официально получил наименование Brummbar.
В середине 1944 года надстройка была переделана, и далее производство Sturmpanzer IV продолжалось до марта 1945 года. На поздних моделях в передней бронеплите, на шарообразном шарнире, устанавливался пулемёт MG34 (адаптированный с Tiger I). Манжета орудия и верхняя передняя часть надстройки тоже были изменены (для уменьшения веса). Также поздние модели оснащались бронеюбками и, в основном, обрабатывались антимагнитной пастой Zimmerit. На модернизированной командирской башенке теперь появилась возможность устанавливать зенитный пулемёт. Поздний вариант Brummbar полностью избавился от "детских болезней" и являлся грозным и важным для Panzerwaffe оружием. Поздние модели Sturmpanzer IV Brummbar собирались на шасси Panzer IV Ausf H/J. Всего, в период с марта 1943 по март 1945 года, было выпущено 298(306) Sturmpanzer IV и Sturmpanzer IV Brummbar. Все машины были собраны на новых или отремонтированных шасси Panzer IV. Производством запчастей занимались различные фирмы, а собиралось всё на заводах компании Deutsche Eisenwerke.
Единственным серьёзным недостатком Brummbar было слишком стеснённое внутренне пространство корпуса, и как следствие, малый боезапас. Менее 40 снарядов, размещённых внутри корпуса, делали работу экипажа из 5-ти человек весьма затруднённой. Sturmpanzer IV, в первую очередь, предназначался для уличных боёв, и был очень эффективен в борьбе против пехоты на укреплённых позициях, в городских зданиях или любых других укрытиях.
Небольшое количество средних и поздних вариантов Brummbar использовалось в качестве командирских машин, оборудованных дополнительным радиооборудованием и антеннами - Bef.Stu.Pz.IV. Krupp хотел использовать шасси и надстройку Brummbar для создания Jagdpanzer IV, вооружённогог 88мм. орудием Pak 43 L/71, но был построен всего один прототип.
Боевое крещение Sturmpanzer IV Brummbar получил в составе 216-го Sturmpanzerabteilung (батальон 656-го полка Panzerjager под командованием лейтенант-полковника Jungenfled'а) на Курской Дуге (лето 1943 года). После Курской битвы Jungenfled был награждён Рыцарским Крестом, а после бытвы за Харьков - произведён в полные полковники. Позже было сформировано ещё три штурмовых танковых батальона - 217-й, 218-й и 219-й, которые воевали на Восточном и Западном фронтах. Каждое подразделение имело на вооружении по 46 Sturmpanzer IV, наряду с 85-ю другими машинами (например, такими как SdKfz.9) и 611-ю солдатами и офицерами. Они оставались в строю до самого конца войны. Brummbar также входили в состав штурмовой танковой роты специального назначения - Sturmpanzer-Kompanie z.b.V. 218, которая принимала участие в подавлении Варшавского Восстания в 1944 году. Sturmpanzer также был известен в войсках под прозвищем "Stupa".
Тактико-технические характеристики Brummbar
Вес: 28200кг
Экипаж: 5 человек
Двигатель: Maybach HL 120 TRM (ранние)
12 цилиндров
300л.с.
Maybach HL 120 TRM 112 (поздние)
12 цилиндров
300л.с.
Скорость: 40км/ч
Запас хода: Дорога: 210км
Бездорожье: 130км
Запас топлива: 470 литров
Длина: 5,93м
Ширина: 2,88м (без бронеюбок)
3,29м (с бронеюбками)
Высота: 2,52м
Вооружение: 150мм StuH 43 L/12 (ранний)
1 x 7,92мм MG34
150мм StuH 43/1 L/12 (поздний)
2 x 7,92мм MG34
Боезапас: 150мм - 38 выстрелов
7,92мм - 600 выстрелов
Броня: 10-100мм